На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

Алексей Николаевич Ермолаев

Начало творческой деятельности А. Н. Ермолаева связано с Ленинградом. Здесь он учился у замечательного педагога В. Пономарева, здесь в 1926 г. он начал смелый, ошеломляющий эксперимент в области балетного искусства. Своим творчеством Ермолаев опрокинул многие представления о характере мужского танца и, дерзко разрушая традиции, утвердил новый стиль исполнения. Он отверг благородно-элегантную манеру мужского танца; у него, первого, мужской танец обрел героические черты, стал энергичным, волевым.

С деятельностью Ермолаева связано не только становление нового, героического направления в советском балетном театре, но и новаторское отношение к выразительным средствам классического танца. Обладая виртуозной техникой, исключительными природными данными, он расширил границы классического танца, сделал свой вклад и в танцевальную лексику. Неутомимо экспериментируя, он ввел новые движения, комбинации, усложнил и обогатил технику танца.

Яркое дарование танцовщика проявилось в первых же его выступлениях. На выпускном спектакле — балете Дриго «Талисман» — он исполнил ведущую партию Бога ветра. Его танец был подобен урагану. В бурном, экспрессивном полете чувствовалась огромная внутренняя сила; исполнение захватывало смелостью, напором, неукротимой энергией. За Богом ветра последовали партии Океана в «Коньке-Горбунке» и Голубой птицы в «Спящей красавице», Зигфрида, Базиля... В каждую из них он внес новые черты, свое понимание роли. В каждой партии танец Ермолаева был действенным, волевым, в каждой из них он пропагандировал героический стиль исполнения. В 1930 г. Ермолаев перешел в Большой театр.

С. М. Вольфсон. «Мастера балета», 1967 год

к оглавлению →

Дирижёры

Оперному дирижёру принадлежит в театре почётная роль художественного руководителя. Именно дирижёр определяет в значительной степени развитие действия, интерпретацию оперного произведения...

читать дальше →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Художники

Опера, балет без декораций, костюмов, специальной «световой партитуры» не воспринимается как театральное произведение и становится концертом...

читать дальше →