На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

Андрей Васильевич Лопухов

Творческая жизнь замечательного характерного танцовщика, заслуженного артиста РСФСР А. В. Лопухова прошла на сцене Театра оперы и балета имени Кирова. В 1916 г. он окончил Петроградское театральное училище и был принят в труппу Мариинского театра. Через 2 года Лопухов становится ведущим характерным танцовщиком театра, и остается им в течение последующих трех десятилетий. Артистическую деятельность Лопухов совмещал с репетиторской и педагогической работой. Крупнейший знаток народно-характерного танца, он в содружестве с А. И. Бочаровым и А. В. Ширяевым написал интереснейший учебник «Основы характерного танца».

«...А. В. Лопухов был танцовщиком и педагогом самого высокого класса... Во всех своих партиях он восхищал зрителя, да и нас, специалистов, чистотой техники, строгостью, изяществом формы и порывистым темпераментом. Он был первоклассным исполнителем испанских, венгерских, цыганских и польских, которые в изобилии насыщают балеты Петипа и Горского и которые я определяю как классическую форму характерного танца. Находились люди, которые превознося его как танцовщика, отрицали у него наличие актерских данных. Но он опроверг это, создав два необыкновенно ярких танцевальных образа, причем резко контрастных. Это Нурали в «Бахчисарайском фонтане» и Меркуцио в «Ромео и Джульетте». Пожалуй, его можно даже считать первым из характерных танцовщиков, достигшим в этой области таких поразительных результатов». (М. Михайлов).

«...Имя Андрея Васильевича Лопухова неразрывно связано с исканиями, экспериментами, со всем новым, что зарождалось и вырастало в стенах нашего театра. Андрей Васильевич... первый и непревзойденный исполнитель Баска, Нурали, Меркуцио и множества других партий... Я не знаю более достойного примера истинного художника, педагога и человека» (И. Бельский).

С. М. Вольфсон. «Мастера балета», 1967 год

к оглавлению →

Дирижёры

Оперному дирижёру принадлежит в театре почётная роль художественного руководителя. Именно дирижёр определяет в значительной степени развитие действия, интерпретацию оперного произведения...

читать дальше →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Художники

Опера, балет без декораций, костюмов, специальной «световой партитуры» не воспринимается как театральное произведение и становится концертом...

читать дальше →