На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

Елена Михайловна Люком

Творческий путь замечательной советской артистки Е. М. Люком начался в дореволюционные годы. Окончив в 1909 г. Петербургское балетное училище по классу М. М. Фокина, молодая артистка была принята в труппу Мариинского театра. Первые годы она танцевала в кордебалете, затем — небольшие сольные партии. Уже тогда проявилась своеобразная одаренность актрисы.

Подлинное признание и успех пришли к Люком после Великого Октября. Актриса и патриотка, она была одной из тех, кто своим трудом и талантом содействовали закладке основ советского балетного театра. Люком участвовала в постановках первых советских балетов. С большим мастерством тонкого взыскательного художника исполняла артистка главные партии в балетах «Золотой век», «Красный мак» и др. Новое глубокое содержание вкладывала балерина и в образы героинь классических балетов. Ее выступления в спектаклях «Тщетная предосторожность», «Жизель», «Эсмеральда», «Шопениана», «Дон Кихот», «Баядерка» и многих других балетах были ярким явлением в жизни театрального Ленинграда.

Сила и привлекательность искусства Люком заключалась в глубокой художественной правде создаваемых ею сценических характеров, в удивительной одухотворенности, гармонии и поэтичности танца. В течение 20-ти лет Люком была ведущей балериной Театра имени Кирова. Уйдя со сцены, она с неменьшим мастерством и энтузиазмом занималась педагогической дентельностью. Творчество Люком — яркая и примечательная страница истории советской хореографии.

«...Публика любила ее за особое, одной Люком присущее увлечение танцем, наполнявшее движения балерины ликующим порывом, радостным самозабвением. Люком была первой ленинградской балериной, получившей широкое признание советского зрителя. Не только на сцене, но и на эстраде, где она выступала вместе с молодым танцовщиком Б. Шавровым в вальсе Либлинга — танце, виртуозном до блеска, увлекательно смелом в полетах и поддержках. Одухотворенность и выразительность танца, развитые в Люком Фокиным, стали главенствующими чертами ее творчества...» (Ф. Лопухов).

С. М. Вольфсон. «Мастера балета», 1967 год

к оглавлению →

Дирижёры

Оперному дирижёру принадлежит в театре почётная роль художественного руководителя. Именно дирижёр определяет в значительной степени развитие действия, интерпретацию оперного произведения...

читать дальше →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Художники

Опера, балет без декораций, костюмов, специальной «световой партитуры» не воспринимается как театральное произведение и становится концертом...

читать дальше →