На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

Алла Яковлевна Шелест

В ряду корифеев ленинградского балета почетное место занимает народная артистка РСФСР А. Я. Шелест. Вся творческая жизнь замечательной актрисы прошла в нашем городе. Ученица А. Я. Вагановой, она по окончании Хореографического училища (1937 г.) была принята в труппу Театра имени Кирова и на его сцене с блеском танцевала 25 лет.

Пламенная пушкинская Зарема; трогательная Жизель; гордая самоотверженная девушка из народа Лауренсия; страстная и нежная баядерка Никия; властная, добрая волшебница фея Сирени; суровая и печальная Мирта; злобная надменная Злюка; блистательная куртизанка Эгина; трагическая Хасинта, — эти и многие другие работы Шелест вошли в летопись советского балетного искусства.

А. Я. Шелест — балерина ярко выраженной индивидуальности. Соединение академически строгой исполнительской манеры с огромной внутренней экспрессией и бурным темпераментом — характерная черта танцевальной лексики актрисы. Шелест — балерина трагедийного плана, ее лучшие создания — образы героинь страдающих и в то же время гордых и мятежных. Танцу Шелест свойственны романтизм и патетика — эти черты дарования балерины ощущаются в каждой из ее работ, будь то главная партия в балетном спектакле или хореографическая миниатюра. Сила искусства Шелест прежде всего в глубочайшей осмысленности танца, в удивительной правде, психологической цельности и своеобразии сценических характеров, вылепленных лаконично и остро с предельной скульптурной выразительностью.

«...Каждый спектакль с участием Шелест поражает не только талантом балерины, но и умом, большой внутренней культурой подлинного художника. А меня, как актрису, ее выступления потрясают и смелостью, новизной трактовки каждой из ролей. Последняя выдающаяся ученица А. Я. Вагановой, Шелест — балерина трагическая и вдохновенная. Какую бы партию она ни танцевала, чьей бы жизнью ни жила в этот вечер на сцене — Жизели или Эгины, Никии или Заремы,— Шелест всегда можно узнать по совершенству рисунка, эмоциональности и самозабвенности танцовщицы...» (Г. Уланова).

С. М. Вольфсон. «Мастера балета», 1967 год

к оглавлению →

Дирижёры

Оперному дирижёру принадлежит в театре почётная роль художественного руководителя. Именно дирижёр определяет в значительной степени развитие действия, интерпретацию оперного произведения...

читать дальше →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Художники

Опера, балет без декораций, костюмов, специальной «световой партитуры» не воспринимается как театральное произведение и становится концертом...

читать дальше →