На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

Николай Александрович Солянников

В числе первых деятелей советского театра, удостоенных почетного звания заслуженного артиста республики,— П. А. Солянников. Замечательный мастер хореографического искусства Солянников прожил в театре долгую и интересную жизнь. Воспитанник Петербургского театрального училища, он был принят в Мариинский театр в 1891 г. и выступал на его сцене более 50 лет. Актер исполнял самые разнообразные партии в классических и современных балетах. Солянников работал с прославленным балетмейстером Петипа и Ивановым, танцевал в постановках Фокина, принимал активное участие в спектаклях советских балетмейстеров. Обладая незаурядными способностями драматического актера, редкой по выразительности пластикой, тонкой музыкальностью, Солянников являлся блистательным исполнителем ролей игрового плана. Его герои — Великий брамин в «Баядерке», Пьеро в «Карнавале», Дон Кихот, Клод Фролло в «Эсмеральде», Король Флорестан в «Спящей красавице», Злой гений в «Лебедином озере», Рене де Бриенн в «Раймонде» и другие, казались живыми и достоверными, ибо имели свой точно найденный характер.

Неповторимые по индивидуальной трактовке образы создал актер в балетах советских композиторов: Хуан в «Лауренсии», Король Людовик XVI в «Пламени Парижа», Капулетти в «Ромео и Джульетте», Джамал в «Гаянэ».

«...Н. А. Солянников — актер широкого и разностороннего амплуа. Комедийные, трагические и просто «представительные» роли одинаково ему удаются. Он отлично владеет техникой жеста условной старобалетной пантомимы. Он безукоризнен в новых современных балетах, где нет условной пантомимы, где требуется реалистическая игра. У этого выдающегося мастера сцены великолепное чутье, знание и понимание стиля, умение в любом жанре балетного спектакля быть органичным и вместе с тем всегда неповторимо оригинальным...» (П. Гусев).

С. М. Вольфсон. «Мастера балета», 1967 год

к оглавлению →

Дирижёры

Оперному дирижёру принадлежит в театре почётная роль художественного руководителя. Именно дирижёр определяет в значительной степени развитие действия, интерпретацию оперного произведения...

читать дальше →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Художники

Опера, балет без декораций, костюмов, специальной «световой партитуры» не воспринимается как театральное произведение и становится концертом...

читать дальше →