На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

Георгий Михайлович Нэлепп

Один из наиболее ярких представителей советского оперного искусства — народный артист СССР Г. М. Нэлепп. Творческий путь певца начался в Ленинграде, в 1929 г.

Исключительные вокальные данные певца — красивый лирико-драматический тенор большого диапазона с крепкими верхними нотами, его талант и редкая музыкальность сразу обратили на себя внимание. Л. Собинов после первых выступлений певца писал: «...я убежден, что Нэлепп есть наша лучшая вокальная надежда... Из него, при надлежащей практике, может выработаться мировая оперная величина».

Нэлепп быстро занял ведущее положение в театре, исполняя почти все партии тенорового репертуара. Он прекрасно спел Ленского, Вакулу, Германа, Садко, Хозе, Гвидона, Собинина, Андрея Хованского, Ричарда. Особенно близки индивидуальности артиста были роли в русских классических операх. Многие из этих партий, впервые спетых на ленинградской сцене, прошли через всю его творческую жизнь. В них с наибольшей глубиной раскрылся национальный характер даровании певца, отличительные черты которого — сдержанная простота, задушевная эмоциональность, широкая распевность.

Отмечая особенности исполнительской манеры певца, В. Богданов-Березовский писал: «Мужественный колорит голоса, волевая импульсивная подача фразы делали его особенно подходящим исполнителем ролей, воплощающих действенные энергичные натуры». Особенного внимания заслуживает работа Нэлеппа над операми советских композиторов, в которых он создал ряд правдивых героических образов. Большой успех принесло артисту исполнение партии Матюшенко в опере «Броненосец „Потемкин"». В ГАТОБе он пел Чапаева и Архипа в «Черном яре» Пащенко, Щорса в одноименной опере Фарди, Леньку в опере Хренникова «В бурю», Хлопушу в «Емельяне Пугачеве» Коваля. 15 лет пел Нэлепп на ленинградской сцене. В 1944 г. он перешел в труппу Большого театра.

С. М. Вольфсон. «Мастера оперы», 1967 год

к оглавлению →

Дирижёры

Оперному дирижёру принадлежит в театре почётная роль художественного руководителя. Именно дирижёр определяет в значительной степени развитие действия, интерпретацию оперного произведения...

читать дальше →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Художники

Опера, балет без декораций, костюмов, специальной «световой партитуры» не воспринимается как театральное произведение и становится концертом...

читать дальше →