На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

О тех, кого не видит зритель

1 | 2 | 3 | 4

За последние годы «генеральная линия» театра направлена на создание спектаклей о нашем современнике. В репертуаре появились разнообразные по жанру и художественному воплощению спектакли советских композиторов. Некоторые из них монументальны по форме и очень сложны по декоративному решению.

Перед постановочной частью неоднократно возникали сложные проблемы конструктивно-технологического порядка. Так например, режиссерский замысел и декоративное решение оперы Трамбицкого «Кружевница Настя» построены на поворотном круге, который позволяет, на глазах у зрителя, создавать необходимую динамику действия, меняя ракурсы декораций, установленных на нем. Решить конструкцию поворотного круга на сцене, планшет которой всегда должен находиться в идеальном состоянии, — задача не легкая. Кроме того, необходимо было учитывать и другие условия, без которых применение его на сцене немыслимо. А именно: быстрота сборки, надежность и безотказность в эксплуатации, бесшумность и плавность вращения.

Усилиями инженеров, конструкторов и работников постановочной части эта задача была решена успешно. Спектакль получился динамичным и впечатляющим.

Более сложная проблема стояла перед постановочной частью при работе над оперой В. Мурадели «Октябрь», где по замыслу постановщиков, при открытом занавесе, должно вращаться огромное кольцо со спиралеобразным станком и массой народа.

Медленно движется вдоль портала сцены красный занавес, олицетворяющий знамя революции. На площади перед Смольным большое количество народа. Взвиваются красные стяги, и на площадке крыльца появляется В. И. Ленин. Огромное восемнадцатиметровое кольцо, вместе с В. И. Лениным и массой народа, начинает двигаться вперед, к восходящему солнцу. Хорошо понимая идейно-художественный смысл данного приема, постановочная часть долго и упорно решала возложенную на нее задачу. Плавно и бесшумно повернуть такое большое кольцо на наклонной плоскости существующего планшета с нагрузкой до 200 человек — дело очень сложное. Но решение было найдено. Как показала многолетняя жизнь спектакля, расчеты были верными, и эмоционально динамический эффект получился убедительным.

Велика роль светового оформления любого спектакля. Речь идет не только о простейших приемах, связанных с интенсивностью, яркостью света, с его колористическими данными, а о явлениях значительно более сложных, таких, с какими мы столкнулись при работе над оперой Моцарта «Волшебная флейта».

Легкость, прозрачность гениальной партитуры потребовала, как казалось постановщику и художнику, особой световой атмосферы. В разработке своеобразной «световой партитуры» много творческих сил положено было художником по свету А. П. Васильевым, его заместителем М. Н. Дегелевым и работниками осветительного цеха. Неутомимые поиски и эксперименты над сложнейшими световыми эффектами сказочного царства Зарастро и Царицы ночи дали хорошие результаты. Быстрая смена картин и волшебные превращения на глазах у зрителя создали необходимую динамику и волшебный эффект, задуманный постановщиками.

Можно привести множество примеров, подтверждающих важность проблем, которые решают монтировщики, осветители, бутафоры, все те преданные искусству люди, объединение усилий которых и создает не только сценическое «место действия» оперы или балета, но и придает этому «месту» соответствующую сюжету, режиссерскому замыслу степень достоверности или, наоборот, самой фантастической недостоверности; разумеется, в том случае, если этого требует драматургия, стиль, постановочный план и т. д.

В огромном театральном хозяйстве, представляющем собой сложный механизм, от каждого узла, начиная с еле заметного движения дирижерской палочки и кончая абсолютно незаметными для публики передвижениями громоздких декораций, от таинственно мерцающей в глазах сценической «нечисти» фольги и до грандиозных вспышек лесных пожаров, — во всем, что в сумме дает спектакль, действует единая, продуманная система согласованных и целесообразных действий. И все действие направлено к одной цели — как можно ярче, правдивей раскрыть идеи, образы, эмоциональную атмосферу, социальные конфликты, заложенные в произведении.

Успех в работе, ритмичность, слаженность в подготовке и проведении спектаклей во многом зависят от невидимых зрителю мастеров сцены, беззаветно любящих свое дело. Среди них — главный машинист сцены А. А. Кондратьев, проработавший в театре более 30 лет, его помощники Н. А. Никитин и А. И. Минин; зав. мебельно-бутафорским цехом Б. Д. Иванов и старший мастер К. В. Мусакин; старшие осветители И. В. Мезенцев, С. В. Мельников и Ю. Н. Изотов; заведующие женским и мужским гардеробами, опытные специалисты своего дела И. А. Данилова, Т. А. Петрова, А. И. Кривалева и Т. Н. Семенова, художники-гримеры, руководители парикмахерского цеха Т. В. Смирнова и Н. В. Сипкина.

Говоря о тружениках сцены, нельзя обойти молчанием очень важный и ответственный участок театра — производственные мастерские, где много лет трудятся великолепные мастера сцены: художники-исполнители Н. А. Тихонова и А. М. Таубер, зав. декоративным цехом В. В. Соловьев; зав. костюмерно-пошивочным цехом Г. О. Филимонова и М. В. Штейн; художник по росписи тканей 3. А. Макарова, художник-бутафор А. П. Кулаков и многие другие труженики, без которых немыслимо создание художественного оформления спектакля.

...Сегодня, когда вы читаете эту статью, вчера, завтра, почти день за днем в зрительном зале Театра имени Кирова собирается тысячная аудитория ленинградцев, гостей нашего города. В зале звучат веселые голоса, люди усаживаются на свои места. А за опущенным занавесом — самые напряженные минуты: все ли готово, все ли в порядке? Еще и еще раз проверяют каждую деталь. Меркнет свет в зале, стихает шум и... занавес взвивается. Началось празднество искусства, таланта, мастерства.

И то, что в огромном коллективном труде есть доля и работников постановочной части, наполняет каждого из его участников чувством законного удовлетворения, а при творческих удачах и гордостью.

← в начало

И. В. Севастьянов, 1967 год

Дирижёры

Оперному дирижёру принадлежит в театре почётная роль художественного руководителя. Именно дирижёр определяет в значительной степени развитие действия, интерпретацию оперного произведения...

читать дальше →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Художники

Опера, балет без декораций, костюмов, специальной «световой партитуры» не воспринимается как театральное произведение и становится концертом...

читать дальше →