На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

Хор и хормейстеры Мариинского театра

1917—1967

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6

С особенной силой новые советские оперы поставили перед хором проблему дикции. Проблема эта, в принципе, не нова. Но одно дело роль слова в хорах в большинстве старых опер, где массе принадлежала далеко не главная роль (за исключением нескольких русских опер), другое — оперы советские, как правило, опирающиеся на массового героя. Не дошедшая до слушателя, непонятая им какая-нибудь отдельная фраза текста в пении хора часто лишала возможности понять содержание и смысл развития сцен или хорового диалога. В рецензиях при анализах музыки новых опер и их постановок на сцене Кировского театра часто отмечалась недостаточно хорошая дикция хора.

На материале новых опер советских композиторов для хормейстеров и режиссеров, а особенно для самих артистов хора, значение слова, образная выразительность хорового пения, культура сценического поведения, связанная с оперой определенным костюмом, гримом, становятся предметом большой и кропотливой работы. Перед артистами хора (впрочем, так же как и перед солистами оперы) может быть впервые за всю историю оперного искусства выдвигаются не только певческие, но и более широкие актерско-сценические задачи.

Несмотря на некоторое сокращение количественного состава и снижение качества звучания хора в годы Великой Отечественной войны, вернувшись из эвакуации, хор быстро восстановил утраченные достижения и, набирая новые силы, пополнял свои ряды и передавал «новичкам» традиции и секреты певческого мастерства.

Линия роста и развития певческой и сценической культуры хора в послевоенный период была связана с интенсивной работой над операми советских композиторов, к числу которых относятся оперы «Емельян Пугачев» Коваля, «Князь-озеро» Дзержинского, «Семья Тараса» Кабалевского, «Иван Болотников» Степанова, «Кружевница Настя» Трамбицкого и особенно такие оперы, как «Декабристы» Шапорина. «Судьба человека» Дзержинского, «Октябрь» Мурадели и поставленная к 49-й годовщине Октябрьской революции опера Холминова «Оптимистическая трагедия».

Трудно переоценить успешную работу хора в таком по существу ораториальном произведении, как «Емельян Пугачев» Коваля. Насыщенная большим количеством хоровых сцен, эта опера-оратория явилась благодарным материалом для творческого роста хора. Хор театра не только отлично исполнил разнообразную и трудную хоровую партитуру, но и хорошо передал бунтарский, повстанческий дух пугачевцев.

Легко понять, что каждая из перечисленных опер ставила перед коллективом хора свои задачи. В «Князь-озере» наряду с песнями того типа, которые называют «костровыми», «партизанскими» и которые хор пел очень проникновенно, была сцена «Клятва партизан» ораториально-кантатного плана. Монументальная торжественность «Клятвы» особенно впечатляла оттого, что хор «не уронил» ни одного слова. Опыт исполнения партизанских песен сказался и в «Семье Тараса», но здесь песня звучала суровей, драматичней.

В «Декабристах» хор как бы соревновался с ансамблями, преимущественно мужскими, и сохранил тонкое ощущение исторического стиля. Велика роль хора и в таких операх, как «Октябрь» и «Оптимистическая трагедия», ибо в них в наивысшей степени хору принадлежит ведущая роль. Впервые в истории музыкального театра образ Владимира Ильича Ленина в опере «Октябрь» воплощен вокальными средствами, что и придало хору особо важный характер, ибо интонационный строй песни, исполняемой Лениным, развертывается и в хоровом звучании.

Отлично звучит хор в опере «Оптимистическая трагедия». Остается пожалеть, что композитор не завершил своего произведения могучим хором, который единственно и мог бы дать достойное завершение спектаклю.

Было бы ошибочным утверждать, что во всех спектаклях хору одинаково удается соединить безукоризненно чистое, стройное, уравновешенное звучание с яркой актерской, сценической передачей образов народа. Бывают погрешности, когда какая-либо из сторон его многогранного исполнительства оказывается не на высоте. К сожалению, часто бывает так, что зрители оперных спектаклей в большинстве своем следят за развитием действия и звучанием музыки главным образом по сольным партиям героев спектакля. Даже более удачные хоровые эпизоды в подавляющем большинстве воспринимаются как некий музыкальный фон, создающий определенную атмосферу действия. Между тем, это явно ошибочная точка зрения, связанная не только с недооценкой, но иногда и непониманием роли хора в оперном, особенно современном спектакле.

А. И. Анисимов. «Хор и хормейстеры», 1967 год

← в начало | продолжение →

Дирижёры

Оперному дирижёру принадлежит в театре почётная роль художественного руководителя. Именно дирижёр определяет в значительной степени развитие действия, интерпретацию оперного произведения...

читать дальше →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Художники

Опера, балет без декораций, костюмов, специальной «световой партитуры» не воспринимается как театральное произведение и становится концертом...

читать дальше →