На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

Хор и хормейстеры Мариинского театра

1917—1967

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6

Не так просто привести коллектив в 100—120 человек к одному «вокальному знаменателю», добиться единого понимания музыкального образа и его сценического воплощения. Большая по времени часть его работы протекает в хоровом классе, где хормейстер и артисты хора не только осваивают (учат наизусть) музыкальный и литературный тексты того или иного оперного произведения, но и много работают над созданием нужной, всегда отвечающей высоким профессиональным требованиям, хоровой звучности.

Постоянная воспитательно-педагогическая работа с хором, выработка определенных навыков, обеспечивающих красивое, ровное и чистое звучание всего хора, групп и отдельных певцов, выразительность и четкость дикции, уравновешенный ансамбль и чистый строй, умение слышать оркестр, петь под его аккомпанемент — все это и составляет трудоемкий процесс работы хормейстера с хором.

За пятьдесят лет творческой деятельности хор Театра имени Кирова много раз демонстрировал высокие образцы вокально-сценической культуры. Большая заслуга в этом принадлежит хормейстерам театра. Никто как они в первую очередь обеспечивали высокий профессионально-художественный уровень звучания хора в оперных спектаклях.

В предреволюционный период и первые годы Советской власти во главе хора стоял великолепный мастер хорового искусства, талантливый музыкант Г. А. Казаченко. В трудные первые годы становления советской культуры, в период организационно-творческой перестройки бывшего придворного театра и перевода его на рельсы советского оперного театра он сумел сохранить и умножить славные певческие традиции русского оперного хора. Вслед за ним в 20-х и начале 30-х годов на посту главного хормейстера активно работал также большой знаток хорового дела В. С. Маратов, который, как и его предшественник, уделял большое внимание подбору и воспитанию нового пополнения артистов хора, и всегда добивался необходимой звучности хора в оперных спектаклях.

Особенно заметную роль в становлении и развитии как хорового мастерства, так и в оживлении всей творческой деятельности хора театра, сыграл В. П. Степанов. Он проработал главным хормейстером театра с 1936 по 1950 год, одновременно являясь профессором Ленинградской консерватории по кафедре хорового дирижирования. В. П. Степанов обладал большим опытом работы с оперным хором, который он приобрел, работая главным хормейстером Большого театра Союза ССР. Он в совершенстве владел искусством работы с хором. Под его руководством хор Театра имени Кирова достиг вершин хорового мастерства и вокально-сценической выразительности. В период его деятельности хор театра владел разнообразной палитрой хорового звучания от еле слышного пианиссимо до могучего, звучного фортиссимо. При этом всегда сохранялся отличный строй, чистота интонации и ансамблевая уравновешенность. Часто в горячих спорах с дирижерами и режиссерами оперных спектаклей В. П. Степанов настойчиво защищал права хора и его артистов, требовал создания на сцене (т. е. в расположении хора, в его сценическом поведении и пр.) необходимых условий для сохранения выработанной им в классе идеальной хоровой звучности. Артистам хора и своим ученикам он часто говорил: чтобы в спектакле, на сцене хор звучал на сто процентов, нужно добиваться в классе, на хоровых спевках мастерства хорового исполнения на двести процентов. И он этого с успехом добивался в течение всей своей работы в театре.

В. Степанова на посту главного хормейстера сменил его ученик, ныне заведующий кафедрой хорового дирижирования, профессор Ленинградской консерватории А. В. Михайлов. Придавая большое значение воспитанию вокальной культуры в работе с хором, Михайлов успешно продолжал традиции своего учителя. Пожалуй, можно сказать, что стремление к более тонкой выразительности иногда придавало хору несколько камерную окраску звучания, что не всегда оправдывалось в условиях оперного спектакля.

С 1962 года во главе хорового коллектива театра стал А. Г. Мурин. Свойственные ему, как музыканту и человеку темпераментность, широта и свобода восприятия и охвата музыкального материала сказались и иа его практике работы с хором. В приготовленных под его руководством новых спектаклях хор звучит свободно, уверенно, слаженно, особенно в местах больших, сильных звучаний.

А. И. Анисимов. «Хор и хормейстеры», 1967 год

← в начало | продолжение →

Дирижёры

Оперному дирижёру принадлежит в театре почётная роль художественного руководителя. Именно дирижёр определяет в значительной степени развитие действия, интерпретацию оперного произведения...

читать дальше →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Художники

Опера, балет без декораций, костюмов, специальной «световой партитуры» не воспринимается как театральное произведение и становится концертом...

читать дальше →