На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

Дирижёры Мариинского театра

1917—1967

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10

Большую и плодотворную деятельность в театре в эпоху революции развернул Фительберг (1879—1953). С ним прошли премьеры «Золотого петушка» Римского-Корсакова (14 февраля 1919 г.), а о его дирижировании оперой «Царь плотник» Лортцинга в Малом оперном театре, бывшем тогда филиалом ГАТОБа, И. Глебов писал: «Чтобы выявить все живое у Лортцинга, надо было добиться подлинно оперной фразировки всего ансамбля и достичь осмысленной интонации каждой фразы. Это и сделано Фительбергом... и сделано так основательно и умело, что исполнение сплошь производит впечатление легкости, непринужденности и свободного порыва». («Жизнь искусства», 13 февраля 1919 г.)

Фительберг жил в Петрограде с 1914 по 1921 год, но в театре его деятельность прекратилась во второй половине 1919 года.

С 1909 года в театре работал Н. Малько. Он был в числе тех членов труппы, которая в 1918 году стала активно сотрудничать с новой властью, противопоставив себя контрреволюционному большинству бывших «императорских» актеров. Когда в январе 1918 года в театре разразилась контрреволюционная забастовка, Малько, наряду с Ершовым, Мейерхольдом и М. Коваленко, упоминается в требованиях забастовщиков, чтобы их убрали из театра как «примкнувших к большевикам».

Осенью 1919 года Малько вышел из состава труппы, и далее его деятельность в основном протекала в Ленинградской филармонии. В 1928 году он покинул Советский Союз. С Малько связана первая пореволюционная постановка оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова, осуществленная через два месяца после Октября (14 декабря 1917 г.).

Из старейших дирижеров Мариинского, затем Кировского театра, прошедших все стадии его реорганизации и превращения в крупнейший академический оперный театр советской страны, должен быть назван Д. Похитонов (1878—1957). Дирижер этот не обладал яркой индивидуальностью, но он был чуток к намерениям певца и считался великолепным «аккомпаниатором». Огромный опыт его почти полувековой деятельности (в театре он проработал с 1909 по 1956 г.), соединявшийся с крепким профессионализмом, делал его заметной фигурой в области оперного дирижирования. В свое время он был любимцем Шаляпина, высоко ценившего в нем чуткость к художественным намерениям. «К капельмейстерам Шаляпин предъявлял громадные требования,— читаем мы в воспоминаниях В. Теляковского, — часто и много говорил со мной по этому поводу. Хвалил он и действительно почитал только знаменитого итальянского капельмейстера Тосканини и отчасти С. В. Рахманинова. Со всеми другими капельмейстерами Шаляпин спорил и не ладил... Расположен был к дирижеру Мариинского театра Д. И. Похитонову. Остальных всех почти всегда ругал и часто имел с ними столкновения на художественной почве». (В. Теляковский. Из кн. «Мой сослуживец Шаляпин». См. сб. «Федор Иванович Шаляпин», т. II. «Искусство», М., 1958, стр. 206.)

Перечислить все спектакли, которые вел Похитонов, невозможно. В 1918 году им осуществлены премьеры: «Фенелла» Обера (7 ноября), в 1920-м — «Вражья сила» Серова, в 1924-м — возобновление «Орфея и Эвридики» Глюка (7 мая) и т. д. Однако в основном он вел работу по текущему репертуару, дирижируя ответственными спектаклями, и был незаменим, ибо опять-таки по качествам своего характера умел мастерски сохранить «индивидуальность» спектакля и ту направленность, которую придавали опере Купер, Коутс, Дранишников и др.

Периодически за дирижерским пультом театра стоял С. Самосуд, с ним прошло несколько спектаклей («Млада» — премьера 29 октября 1923 г., «Царская невеста» Римского-Корсакова — 10 апреля 1924 г.).

Л. Н. Раабен. «Дирижеры», 1967 год

← в начало | продолжение →

Оркестр

История симфонического оркестра неразрывно связана со всей двухсотлетней историей театра, с именами великих русских музыкантов.

читать дальше →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Художники

Опера, балет без декораций, костюмов, специальной «световой партитуры» не воспринимается как театральное произведение и становится концертом...

читать дальше →