На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

Художники Мариинского театра

1917—1967

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13

В трудных условиях эвакуации, при минимальных технических и материальных возможностях, с поредевшей труппой, резко сократившейся постановочной частью, театр возобновил более двадцати спектаклей старого репертуара, поставил несколько новых опер и балетов.

Театр открыл свой первый сезон в Перми «Иваном Сусаниным» (декорации по эскизам Ф. Федоровского). На другой день было показано «Лебединое озеро». В декорации были включены великолепный тисненого бархата вильямсовский занавес, светильники и мебель из «Ромео и Джульетты». К костюмам «Сердца гор» пришивались «готические» корсажи. И несмотря на «разность источников», оформление «Лебединого озера» отличалось художественной целостностью.

Для «Дон Кихота» костюмы были сделаны из шелковых платков, неожиданно обнаруженных в пермских магазинах. Платки в мастерских театра были расписаны, но материал определял стиль новых костюмов «Дон Кихота».

Как и в предвоенные годы, созданные по эскизам Ф. Ф. Федоровского декорации к новым постановкам театра — «Емельян Пугачев», «Ночь перед рождеством», «Чародейка» (для которой был создан новый вариант) — отличались живописной культурой, талантливостью большого художника.

Для балета А. И. Хачатуряна «Гаянэ» декорации написал Н. И. Альтман. Как и всегда у этого большого, требовательного мастера радовала изысканность цветового решения, продуманность деталей. Ажурный занавес, напоминавший древние иранские миниатюры,— одно из лучших произведений «театрального» Альтмана.

Большинство балетных спектаклей этого периода оформлено Т. Г. Бруни, одним из ведущих художников ленинградских театров. Для старинного гертелевского балета «Тщетная предосторожность» по ее эскизам были созданы декорации в духе французских гравюр XVIII века, костюмы, напоминавшие фигурки севрского фарфора. Заново ею было сделано оформление «Спящей красавицы», «Жизели», «Дон Кихота».

В «пермский период» в театре начал работать Е. И. Кршижановский. В его декорациях были возобновлены «Вертер», «Русалка», «Дубровский». Опера Э. Направника поныне идет на сцене театра в несколько измененном варианте того же оформления. В костюмерных мастерских по росписи тканей начала в Перми свою работу Л. О. Короткова — главный художник костюмерных мастерских ГАТОБа в течение двух послевоенных десятилетий.

В работу постановочных цехов при необходимости включался весь состав труппы. В одном из фойе, под руководством Л. Дорфман, свободные от спектакля балерины шили костюмы к возобновлявшимся и новым спектаклям. В мастерских театра работали многие представители творческих цехов. Никогда за вековую историю ГАТОБа не выпускалось за сезон столько премьер. Творческая жизнь театра ни на час не останавливалась.

Г. М. Левитин. «Художники», 1967 год

← в начало | продолжение →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Оркестр

История симфонического оркестра неразрывно связана со всей двухсотлетней историей театра, с именами великих русских музыкантов.

читать дальше →

Режиссёры

Развитие современного оперного искусства невозможно без активного творческого участия режиссера, как интерпретатора произведения, постановщика спектакля, воспитателя актеров и организатора труда всего художественного коллектива.

читать дальше →