На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

Гастроли Мариинского театра

1917—1967

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6

Знакомство западной публики с советским балетом было подобно открытию нового мира. Восторженная интонация, пронизывавшая американские впечатления от танца Вечесловой и Чабукиани, на протяжении многих лет не исчезала со страниц газет Европы и Америки; свидетельство тому — заголовки статей, посвященных Кировскому балету, пестревшие эпитетами: «Грандиозно!», «Сенсационно!», «Изумительно!».

Рецензенты всех стран отмечают самую существенную сторону советского балета — глубокую внутреннюю связь с классическим русским искусством. «Богатая традиция,— пишет венгерская газета,— создает прочный фундамент, дает верную отправную точку, особенно для воспитания молодых артистов. Ленинградский балет носит в себе опыт и технику двух столетий и на самом деле является одним из самых значительных театров Европы...» Японская пресса также указывала, что в основе Кировского балета — глубокие и благородные традиции, тонкий вкус и хорошая школа.

Особенности русской балетной школы — мягкость и гармоничность, подчинение сложнейшей техники — задушевности, по мнению французской прессы, в высшей степени, присущи балету Кировского театра.

Ленинградская балетная школа привлекает внимание не только зрителей, но и профессиональных артистов. Именно поэтому в Театр имени Кирова и хореографическое училище имени Вагановой поступают просьбы различных, иногда и прославленных театров о творческой помощи. В 1962 году талантливый молодой балетмейстер Кировского театра Ю. Григорович был приглашен в Швецию для постановки балета «Каменный цветок» в Стокгольмской Королевской опере. В 1963 году два месяца работала в Финляндском национальном театре оперы и балета репетитор театра Н. Балтачеева, приглашенная для повышения квалификации финской балетной труппы. С финскими артистами она репетировала «Спящую красавицу», «Шопениану» и восстановила «Лебединое озеро» в хореографии А. Горского. Об этом спектакле газета «Ууси Суоми» писала: «Балтачеева в несколько недель добилась явного улучшения стиля как солистов, так и кордебалета». Педагогическую работу успешно ведет в Югославии преподаватель хореографического училища имени А. Я. Вагановой, в прошлом артист театра, А. Кумысников. Артистка К. Тер-Степанова долгое время руководила в Копенгагене классами мужских и женских солистов.

Во время гастролей в Англии в 1966 году многие английские артисты занимались в классах Кировского театра вместе с советскими танцовщицами и танцовщиками, как говорится, «на ходу» перенимая их опыт, совершенствуя свое мастерство.

В Лондоне Н. Дудинскую пригласили провести семинар — серию уроков классического танца с балетной труппой театра Ковент-Гарден. Под руководством прославленной советской балерины и педагога занимались такие знаменитые английские артисты, как Марго Фонтейн, Надя Нерина, Светлана Березова, Дорин Уэлс, Джоржина Паркинсон и др. Главный балетмейстер театра К. Сергеев провел интересные занятия в Нью-Йорке с американскими детьми, вводя их в танцы «Золушки».

Авторитет советской балетной школы настолько высок в Европе и Америке, что стремление приобщиться к традициям нашей школы неизменно овладевало всеми, кто имеет отношение к балетной сцене, начиная с первогодков хореографических классов и кончая признанными мастерами.

Приехав в Токио в мае 1960 года, коллектив театра перед началом гастролей провел несколько открытых репетиций «Лебединого озера». На них присутствовали лучшие японские балерины, критики, писатели, театральные деятели. Спустя несколько дней токийская газета «Асахи» писала, подводя первые итоги: «Эти гастроли имеют для нас определенный смысл: они дают дальнейший стимул развитию японского балета». Может ли быть точнее высказано профессиональное восхищение перед искусством коллег!

Американская газета «Герольд Экспресс Экзаминер» писала 26 октября 1964 года: «Общее впечатление от этой труппы — она во многих отношениях уникальна. В ней есть изящество и утонченность, которую не может превзойти никакая другая труппа. Кордебалет безупречен, и каждый танцовщик главной роли — прекрасный виртуоз».

Т. В. Буданова. «По родной стране и за рубежом», 1967 год

← в начало | продолжение →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Оркестр

История симфонического оркестра неразрывно связана со всей двухсотлетней историей театра, с именами великих русских музыкантов.

читать дальше →

Режиссёры

Развитие современного оперного искусства невозможно без активного творческого участия режиссера, как интерпретатора произведения, постановщика спектакля, воспитателя актеров и организатора труда всего художественного коллектива.

читать дальше →