На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

Гастроли Мариинского театра

1917—1967

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6

Слава Кировского театра распространилась по всему Советскому Союзу. Жители многих городов, даже удаленных от Ленинграда на тысячи километров, могут видеть и слышать известных певцов, восхищаться искусством прекрасных танцовщиков, когда те выезжают на гастроли по стране.

Крайний Север и Средняя Азия, Сибирь и Дальний Восток, Украина и Белоруссия — вот географический диапазон поездок творческих групп и отдельных солистов Кировского театра, которые активно участвуют во всесоюзных конкурсах, фестивалях, декадах.

Недавно в Минске и других городах республики проведен тематический цикл: «Мастера искусств Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова — трудящимся Белоруссии». В концертах приняли участие солисты оперы Л. Филатова, Г. Ковалева, Б. Штоколов и ведущие мастера балета.

Большая группа танцовщиков и певцов выступила в концертах Декады русского искусства в Узбекистане. Жители Ташкента встретились с прославленными артистами — Ириной Колпаковой, Владиленом Семеновым, Галиной Ковалевой и Борисом Штоколовым.

В декабре 1965 года Президиум Верховного Совета Туркменской ССР за участие в Декаде русской культуры в Туркменистане наградил почетной грамотой Галину Ковалеву, Людмилу Филатову, Калерию Федичеву и Джона Марковского.

В апреле 1967 года солнечный Душанбе, столица Таджикистана, принимала у себя на Декаде искусства среди других гостей и ведущих мастеров нашего театра.

Но ни одна поездка по стране не вызывает в коллективе театра такого волнения, как выступления в Москве. Гастроли в столице — ответственный творческий отчет, подведение итогов целого периода жизни театра, очень серьезный экзамен перед самыми взыскательными судьями.

Со времени предвоенных гастролей Кировского театра в Москве до последнего отчетного выступления в июле 1965 года прошло четверть века. В театре около шестидесяти раз поднимался занавес премьер, пятьдесят семь новых названий появилось в репертуаре; только за последние три года ленинградские зрители восемнадцать раз приходили на спектакль, с которым встречались в Кировском театре впервые.

За это время не только увеличился репертуар, но и выросло новое поколение исполнителей, изменились и зрители.

Как прошли гастроли? Они открылись одним из шедевров русской классики оперой Глинки «Руслан и Людмила», впервые поставленной на сцене Петербургского театра еще в 1842 году. ...Прозвучала увертюра, поднялся занавес, и перед зрителями ожил спектакль, поставленный в 1904 году режиссером О. Палечеком, оформленный художниками К. Коровиным и А. Головиным. За дирижерским пультом — ветеран театра профессор С. Ельцин. Знаменитая опера, исполненная мастерами современного Кировского театра (главные партии пели Г. Ковалева и Б. Штоколов), была исключительно тепло принята москвичами.

Парадом молодых творческих сил театра явилась опера «Сила судьбы» Верди. Вокальным мастерством покорили зрителей А. Шестакова и В. Атлантов, незадолго перед этим закончивший стажировку в Миланском театре Ла Скала; достойными партнерами их были Э. Краюшкина и И. Новолошников.

Особенно интересной для зрителей и многих зарубежных гостей Москвы оказалась опера «Питер Граймс» современного английского композитора, большого друга Советского Союза Бенджамина Бриттена. Яркий, своеобразный, а подчас непривычный музыкальный материал оперы оказался для коллектива пробным камнем, и успех спектакля в Москве показал, что испытание на зрелость и мастерство всем исполнительским коллективом выдержано с честью.

Балетный репертуар гастролей был представлен также широко и разнообразно, начиная с классических спектаклей «Лебединое озеро», «Шопениана» и включая работы советских хореографов и композиторов — «Золушка», «Спартак», «Ленинградская симфония», «Медный всадник», «Жемчужина».

Успех гастролей отметила центральная пресса. Театр вновь доказал, что он является одним из лучших творческих коллективов Советского Союза. Агентство печати «Новости», давая обзор спектаклей, красочно нарисовало состояние ажиотажа, охватившего столичную публику: «На этот раз не театры Лондона, Парижа или Нью-Йорка, а десятки тысяч москвичей озабочены тем, как достать билеты на спектакли Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова. Москва, город Большого театра, забыв о своей мировой оперно-балетной славе, бредит гастролями ленинградцев»...

Труднейший экзамен в столице был выдержан. В глазах миллионов зрителей Кировский театр утвердил себя как высоко одаренный творческий коллектив с огромными перспективами. Этому во многом содействовала многолетняя гастрольная деятельность театра, ибо ничто, быть может, так не способствует росту культуры, как соприкосновение и общение с широкой и разнообразной аудиторией.

Коллектив театра имени Кирова сыграл большую роль и в деле международного сотрудничества, взаимопонимания и дружбы между странами, подтвердив тем самым бесспорную мысль, высказанную однажды газетой «Франс Нувель»: «Хотелось бы чаще навещать друг друга. Подлинное искусство — лучший посол».

Т. В. Буданова. «По родной стране и за рубежом», 1967 год

← в начало

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Оркестр

История симфонического оркестра неразрывно связана со всей двухсотлетней историей театра, с именами великих русских музыкантов.

читать дальше →

Режиссёры

Развитие современного оперного искусства невозможно без активного творческого участия режиссера, как интерпретатора произведения, постановщика спектакля, воспитателя актеров и организатора труда всего художественного коллектива.

читать дальше →