На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

Гастроли Мариинского театра

1917—1967

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6

Зрители Европы и Америки высоко оценили мастерство солистов Кировского балета. Трудно сказать, на чью долю выпало наибольшее количество похвал и восторгов. Зарубежные зрители были покорены лирическими, полными обаяния и поэтичности танцами И. Колпаковой, А. Сизовой, Н. Макаровой; восхищены большой внутренней страстностью и необыкновенной пластичностью движений К. Федичевой, И. Зубковской, А. Осипенко, блеском характерных танцев И. Генслер и О. Заботкиной, М. Кумысникова и К. Рассадина, с изумлением следили за необыкновенными полетами и виртуозными пируэтами Ю. Соловьева и С. Викулова.

Американские газеты назвали И. Колпакову «одной из самых очаровательных танцовщиц сегодняшнего дня, со стилем такой неподдельной элегантности, что его можно назвать аристократическим». Не меньшее впечатление на западную публику произвели К. Федичева и А. Сизова. Помещая фотографию «трех красавиц» (по выражению американского журналиста), газета «Сан-Франциско Экзаминер» писала: «Ирина Колпакова, Калерия Федичева, Алла Сизова — три, возможно, из шести лучших балерин мира».

Воображение французов, англичан и американцев было поражено фантастическими прыжками, полетами и каскадами Юрия Соловьева. В Лондоне в 1961 году отмечен беспрецедентный случай. Перед последним показом «Спящей красавицы» в дирекцию театра пришло письмо, подписанное тремястами зрителей. Просили выпустить в партии Голубой птицы Юрия Соловьева. Просьба была выполнена, и вопреки законам академической сцены Соловьеву, после нескончаемых оваций, пришлось бисировать. Три года спустя, во время гастролей в Нью-Йорке, можно было прочитать в американской газете: «Ни одна труппа в мире не имеет танцовщика, который мог бы сравниться с Ю. Соловьевым... Он самый великий танцовщик, которого я когда-либо видел... Голубая птица Юрия Соловьева стоила того, чтобы ее ждали три года...»

За годы зарубежных гастролей театра западные газеты посвятили Кировскому балету около трехсот публикаций, начиная от информаций и кончая статьями, подобными исследованию Дж. Мартина в «Нью-Йорк таймс». Иностранные журналисты не обошли вниманием ни одного солиста Кировского балета, их статьи и заметки переполнены восторженными впечатлениями.

Вернее всего было бы, суммируя отзывы журналистов, сослаться на высказывание американской газеты «Глоуб энд Мейл» о балете «Раймонда», в равной степени касающееся всей труппы и всех спектаклей: «Как исполнители кировские танцовщики выше упреков... Все они танцуют с легкостью и свободой...» Отточенность и слаженность ансамбля, коллективное мастерство труппы неизменно вызывают восхищение и удивление наших зарубежных друзей.

«Первое наше большое впечатление,— писала венгерская газета еще в 1958 году,— превосходная игра всего ансамбля. Такого совершенно разработанного монолитного танцевального ансамбля мы еще не видели на сцене нашего театра». Своей безупречной уехннкой и утонченной грацией кордебалет Кировского театра привлек к себе особенное внимание рецензентов. Японские критики назвали кировский кордебалет «явлением выдающимся по своей ритмичности, музыкальности и общей красоте».

Французские газеты отметили «замечательную музыкальность кордебалета, точность всех его движений, единство ансамбля — все танцуют как один человек, каждая балерина имеет основания стать примой».

Наиболее исчерпывающим, пожалуй, было высказывание американского критика Дж. Мартина, который обратил внимание на самое существенное: «Кордебалет Кировского театра является самым прекрасным из виденных нами за полстолетия. Все артистки в нем не только одинаково хороши и похожи друг на друга и ростом и фигурой, как жемчужины на хорошо подобранной нитке жемчуга, но и танцуют с удивительной слаженностью. Они как будто инстинктивно чувствуют друг друга. Когда они двигаются, то делают это с такой легкостью и уверенностью, что создается впечатление, что если бы любая из них вышла из ряда, она смогла бы запросто исполнить партию солистки. Но они никогда не выходят из ряда. Именно в их умении составлять одно целое, как бы умноженную единицу, и состоит их художественность... Кордебалет создает ту атмосферу, в которой раскрываются все лучшие качества балерины...»

Сердца театральной публики за рубежом были покорены искусством русского кордебалета, который, по определению М. Фокина, перестал «быть пассивным фоном для солистки и... создает впечатление совместного творчества».

В декабре 1965 года кордебалет был награжден «Золотой звездой» Парижского фестиваля танца и получил эпитет «лучшего в мире». Год спустя весь коллектив балета на Веронском лирическом фестивале 1966 года был удостоен кубка лучшего исполнителя сезона, что явилось данью восхищения и уважения виртуозному мастерству ленинградской труппы.

Артисты балета Кировского театра неоднократно завоевывали почетные звания лауреатов международных фестивалей молодежи и студентов. Б. Брегвадзе, О. Моисеева, И. Колпакова стали лауреатами III фестиваля в Берлине еще в 1951 году, спустя два года на фестивале в Бухаресте удостоились этого высокого звания О. Заботкина, Н. Кургапкина, С. Кузнецов; А. Осипенко и А. Грибов оказались победителями VI Всемирного фестиваля, проходившего в Москве в 1957 году. Совсем недавно И. Колпакова и Ю. Соловьев привезли «Золотые звезды» с Парижского фестиваля балетного искусства, в котором участвовали лучшие танцовщики мира. Ни один сколько-нибудь значительный Международный конкурс не проходил без того, чтобы в программе соревнования не значились имена артистов Театра имени С. М. Кирова. Трудно вспомнить хотя бы один ответственный фестиваль, где бы они не стали победителями.

...Первый Международный конкурс танца в Варне... Представительное жюри покорено грацией Аллы Сизовой и уверенным мастерством Сергея Викулова, и ленинградские артисты становятся лауреатами фестиваля. Проходит год, и снова на пьедестал почета Варнского фестиваля поднимается молодая балерина Наталья Макарова.

С 15 июля 1966 года в Варне девять дней горел огонь III Международного конкурса артистов балета. Над городом развевались национальные флаги Болгарии, СССР, Кубы, Венгрии, Чехословакии. Жюри вновь было представлено такими авторитетами, как Галина Уланова и Алисия Алонсо. В итоге трудного многодневного состязания талантов балерине Г. Комлевой была присуждена серебряная медаль, а юная пара — О. Вторушина и М. Барышников получила «Золотую медаль». В то время О. Вторушина только начинала свой первый сезон в театре, а М. Барышников еще учился в хореографическом училище...

Кировский балет по-настоящему полюбился зарубежным зрителям. Во время последних гастролей в Италии, Греции, Англии, Бельгии от всех четырех стран получено приглашение «вновь приехать в 1967 году или в любое удобное для театра время».

Впереди у балетного коллектива — новые поездки и, следовательно, новые задачи.

Т. В. Буданова. «По родной стране и за рубежом», 1967 год

← в начало | продолжение →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Оркестр

История симфонического оркестра неразрывно связана со всей двухсотлетней историей театра, с именами великих русских музыкантов.

читать дальше →

Режиссёры

Развитие современного оперного искусства невозможно без активного творческого участия режиссера, как интерпретатора произведения, постановщика спектакля, воспитателя актеров и организатора труда всего художественного коллектива.

читать дальше →