На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

Балетные спектакли Мариинского театра

1917—1967

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22

Судьба балетного театра резко переменилась, когда грянула Октябрьская революция.

Один из старейших деятелей советского балета Ф. Лопухов вспоминает обстановку первого балетного спектакля: «Теперь уже не помню точно дня первой встречи с новым зрителем, но помню наше душевное состояние. Все в театре были напряжены до предела. Одни ждали публику с волнением и надеждой; другие — со страхом; третьи рассчитывали, что встреча эта развеет все иллюзии и покажет, что артистам балета не по пути с «грубыми мужланами»...

Первые минуты усилили волнение. Раньше зритель входил в зал иначе... Смеялись, перекликались, звучала иностранная речь... Старым хозяевам театр представлялся давно известной ярмаркой тщеславия, новым — неведомым ранее, таинственным и волнующим храмом... Новый зритель жадно и пылко приникал к роднику искусства». (Ф. Лопухов. Шестьдесят лет в балете. «Искусство», Л., 1966, стр. 192—193)

Вопреки всем причитаниям и наветам, балетная труппа бывшего Мариинского театра, с начала 1918 года называвшегося Государственным академическим театром оперы и балета (ГАТОБ), не только не распалась, или, как писалось в одной из «пророческих» статей за рубежом: «рассыпалось жемчужное ожерелье русского балета», но с подлинным энтузиазмом продолжала свою работу.

Важно было сохранить тот уровень, которого достигла труппа к началу Октябрьской революции, несмотря на уход в эмиграцию значительной части ее. В репертуаре осталось около 20 балетов, в том числе Чайковского и Глазунова (хореография Петипа), несколько образцов балетов первой половины XIX века, таких как «Жизель» и «Эсмеральда», и «Тщетная предосторожность», поставленная впервые в 1789 году; а рядом с ними — балеты Фокина «Арагонская хота», «Исламей», «Шопениана», «Карнавал», «Египетские ночи». На долю оставшейся и с каждым выпуском балетной школы (ныне Ленинградское академическое хореографическое училище им. А. Я. Вагановой) пополнявшейся труппы выпала задача проложить мост от дореволюционной балетной культуры к культуре советского балета.

Среди наиболее активных артистических сил первых лет революции были О. Спесивцева, Е. Гердт, Е. Люком, Э. Билль, А. Ваганова, Г. Большакова, В. Семенов, Л. Леонтьев, В. Пономарев, Ф. и А. Лопуховы, И. Кшесинский, А. Орлов, П. Солянников и др.

Тяга новой аудитории к спектаклям музыкального театра, в том числе к балету, росла из года в год. «В сезон 1918/19 года девять оперно-балетных спектаклей б. Мариинского театра было бесплатно отдано профсоюзным организациям; в следующем году количество таких спектаклей выросло до 56; в сезоне 1920/21 года — до 86. В ноябре 1921 года трудящиеся Петрограда получили 21 110 мест на 38 спектаклей б. Мариинского театра». (Ю. Слонимский. Советский балет. «Искусство», М.—Л., 1950, стр. 30.)

ГАТОБ не только старался сохранить репертуар, закрепившийся к моменту революции, но и расширять его по мере роста интересов аудитории к балету. В 1918—1919 годах репертуарный список пополнился несколькими новыми названиями: «Корсар», «Коппелия», «Фея кукол», «Талисман», «Роман бутона розы», «Грациелла». Через год впервые в России были поставлены балеты Стравинского «Петрушка» и «Жар-птица»; первый был восстановленным фокинским спектаклем, второй — наново поставлен балетмейстером Ф. Лопуховым, сыгравшим большую роль в истории Театра имени Кирова.

Новые зрители с восторгом принимали балетный репертуар, расширявшийся за счет возобновления давно не шедших спектаклей, ибо новые балеты еще не создавались. Все настойчивей раздавались голоса общественности, высказывавшей желание увидеть на балетной сцене сюжеты, отвечающие современности, новому строю идей, рожденных революцией.

Проблема идейного перевооружения балета, как и оперы, оказалась очень сложной, требующей решения многих задач, связанных с сюжетом, его музыкальным воплощением, принципами актерской игры, характером танцевальной лексики и т. д. Все это требовало времени, поисков, экспериментальной работы, новых контингентов хореографов и публики.

Л. А. Энтелис. «Балетные спектакли за полвека», 1967 год

← в начало | продолжение →

Дирижёры

Оперному дирижёру принадлежит в театре почётная роль художественного руководителя. Именно дирижёр определяет в значительной степени развитие действия, интерпретацию оперного произведения...

читать дальше →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Художники

Опера, балет без декораций, костюмов, специальной «световой партитуры» не воспринимается как театральное произведение и становится концертом...

читать дальше →