На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

Оперные спектакли Мариинского театра

1917—1967

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13

Что же звучало на сцене театра на протяжении первого советского десятилетия? В 1917 году репертуар представлял собой чрезвычайно пеструю картину: в нем значилась 31 опера русских, французских и итальянских композиторов, причем наряду с классикой — Глинка, Даргомыжский, Бородин, Римский-Корсаков, Мусоргский, Чайковский — фигурировали третьестепенные композиторы Казаченко и А. Танеев. Сдвиги в репертуарной политике происходили медленно: сразу была снята из-за верноподданнического либретто лишь «Жизнь за царя» Глинки. Одна из первых постановок после революции (декабрь 1917 г.) — «Снегурочка» Римского-Корсакова. В 1918 году возвратилась «Валькирия» — одна из опер Вагнера, исполнением которых до первой мировой войны славился Мариинский театр (они были сняты в начале войны России с Германией). А к первой годовщине Октябрьской революции театр поставил «Фенеллу» Обера, рисующую восстание неаполитанских рыбаков против испанского владычества. К последующим Октябрьским праздникам нередко приурочивались премьеры классических опер, повествующих о народных движениях, борьбе за свободу. Так, в ноябре 1923 года была поставлена опера Вагнера «Риенци» — одна из трех опер композитора, никогда не шедших в России: в ней рассказывается о народном восстании и установлении республики в Риме. Вообще оперы Вагнера, как композитора, непосредственно участвовавшего в майском восстании 1849 года, часто шли в дни «красного календаря». Только в 1923 году были поставлены «Зигфрид», «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Риенци».

Неуклонно росло количество постановок опер Римского-Корсакова, причем театр начал в 1919 году с последних в его творческом наследии, связанных с атмосферой революции 1905 года: «Кащей Бессмертный», первая постановка которого вызвала в свое время вмешательство полиции, и «Золотой петушок» с его едкой сатирой на самодержавие. Затем ставятся как широко популярные, так и менее известные оперы композитора — «Моцарт и Сальери» (1919), «Садко» (1920), «Млада» (1923).

Наряду с возобновлением популярных опер итальянских и французских композиторов XIX века («Травиата» Верди — 1918; «Фауст» и «Ромео и Джульетта» Гуно, «Богема» Пуччини — 1919; «Аида» Верди, «Мадам Баттерфляй» Пуччини — 1922; «Кармен» Бизе, «Севильский цирюльник» Россини — 1924) театр стремится к расширению репертуара, обращаясь к творчеству великих реформаторов XVIII века — Глюка («Орфей», «Королева мая», 1919) и Моцарта («Дон-Жуан», 1924).

Ряд спектаклей возобновляется и ставится заново в расчете на крупнейших певцов — гордость русской сцены — Шаляпина и Ершова. Это — «Юдифь» Серова, «Мефистофель» Бойто (1918), «Дон-Кихот» Массне (1919), в которых Шаляпин был подчас не только актером, но и режиссером; оперы Вагнера («Валькирия», «Зигфрид», «Тангейзер») (Интересно, что именно после революции «Тангейзер» впервые в Россиии был поставлен в последней, наиболее зрелой редакции, созданной Вагнером для Парижа почти через 20 лет после первой.) и Римского-Корсакова («Садко», «Кащей»), принадлежащие к числу лучших творческих достижений Ершова (он также пробует свои силы в режиссуре).

Судьба этих двух артистов, поначалу столь сходная (оба дебютировали в Мариинском театре в «Фаусте» Гуно в 1895 г.), затем оказалась совершенно различной. В первые послереволюционные годы их исполнительский талант переживает бурный расцвет — они выступали много, в самых различных спектаклях. На протяжении 1918—1921 годов Шаляпин почти регулярно пел три раза в неделю — в операх, концертах, перед массовой аудиторией. 13 ноября 1918 года было опубликовано постановление Совета Народных Комиссаров Союза коммун Северной области: «В ознаменование заслуг перед русским искусством высокодаровитому выходцу из народа, артисту Государственной оперы в Петрограде Ф. И. Шаляпину даровать звание народного артиста». Много сил уделял Шаляпин общественной работе: в 1919 году он был избран консультантом по художественным вопросам в директории театра, в следующем году — управляющим художественной частью всех государственных академических театров. Активное участие в организационной работе принимал и Ершов: с 1917 года он входил в репертуарный совет театра; благодаря его инициативе были осуществлены многие крупнейшие постановки. К списку своих ролей Ершов прибавил в эти годы такие значительные, как Кащей и Ирод («Саломея» Р. Штрауса), а затем участвовал в «Любви к трем апельсинам» Прокофьева и в «Орлином бунте» А. Пащенко — одной из первых советских опер.

Но если Шаляпин в 1922 году покинул родину и провел долгие годы на чужбине, постоянно тоскуя по России, несмотря на большой успех, то Ершов, оставив в 1929 году сцену, нашел призвание в педагогике и режиссуре, передавая частицу своего таланта студентам Ленинградской консерватории.

В первые годы после революции в театре продолжали работать лучшие представители русского дореволюционного исполнительского искусства. Целое созвездие выдающихся певцов окружало Шаляпина и Ершова: К. Пиотровский, П. Андреев, Г. Боссэ, И. Тартаков, В. Касторский, А. Кобзарева и др. Вскоре выдвинулась плеяда молодых артистов, составивших основу оперных групп в 30-е годы: М. Максакова, М. Рейзен, В. Сливинский, С. Мигай, К. Держинская, Н. Печковский, В. Павловская, Р. Горская и др.

На необычайной высоте стояла дирижерская культура: музыкальное руководство оперными постановками находилось в руках А. Коутса, Н. Малько, Г. Фительберга, Д. Похитонова, Э. Купера. Последний несколько лет был художественным руководителем театра, проявив большой организаторский талант. Подрастала их молодая смена — дирижеры В. Дранишников и А. Гаук, занявшие впоследствии ведущее положение в театре.

Сложнее решалась проблема режиссуры. До революции разные по творческой биографии и манере режиссеры В. Мейерхольд, И. Лапицкий, В. Лосский занимались оперной режиссурой, Лапицкий и Лосский — постоянно, Мейерхольд — от случая к случаю. Они продолжали работу и в первые послереволюционные годы. Несколько спектаклей поставил и оформил А. Бенуа. Режиссура привлекала и певцов. Но было немало людей случайных среди постановщиков тех лет. Лишь постепенно складывалась группа советских режиссеров музыкального театра — В. Раппопорт, Н. Смолич, С. Радлов. Спектакли обычно отличались высокой музыкальной культурой, ярким вокальным исполнением, но и средним режиссерским уровнем. Не обходилось и без постановок, повторявших худшие традиции императорской сцены, вроде поставленной В. Раппопортом «Млады», рецензия на которую не случайно появилась под характерным заголовком: «„Млада", вампука академическая» («Жизнь искусства», 1923, No 40.). На этом фоне особенно выделялась постановка А. Бенуа «Пиковой дамы» (1921), сохранявшаяся на протяжении 15 лет и восстановленная через 5 лет, в 1940 году — к юбилейным торжествам в связи со 100-летием со дня рождения Чайковского.

Система управления театрами несколько раз менялась: в октябре 1918 года был организован Отдел театров и зрелищ областного Наркомпроса Союза коммун Северной области; в августе следующего года высшим органом управления театрами России стал Центротеатр; летом 1920 года организована система академических театров Петрограда и Москвы — в нее вошел и Государственный академический театр оперы и балета (ГАТОБ).

А. К. Кенигсберг. «На оперной сцене», 1967 год

← в начало | продолжение →

Дирижёры

Оперному дирижёру принадлежит в театре почётная роль художественного руководителя. Именно дирижёр определяет в значительной степени развитие действия, интерпретацию оперного произведения...

читать дальше →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Художники

Опера, балет без декораций, костюмов, специальной «световой партитуры» не воспринимается как театральное произведение и становится концертом...

читать дальше →