На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

Оперные спектакли Мариинского театра

1917—1967

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13

Параллельно велась работа над оперным наследием. В ней важную роль сыграл выдающийся советский музыковед Б. Асафьев, многолетний консультант театра. В репертуар включались произведения таких композиторов, как Серов, Моцарт, Вагнер, малопопулярные классические оперы «Бал-маскарад», «Отелло», «Фальстаф» Верди, «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Черевички» Чайковского. При большом внимании к советской и современной зарубежной опере на классику оставалось не так много времени, а между тем, эта работа была также ответственной: независимо от удачи или неудачи постановки, классические оперы составляли основу репертуара и, пользуясь неизменной любовью публики, шли наиболее часто — по 15—20, а самые популярные — по 25—30 раз в год. Особенно усиливался интерес к ним во время гастролей выдающихся зарубежных дирижеров: незабываемое впечатление оставила «Кармен» под управлением О. Клемперера и Э. Клейбера и «Пиковая дама» под управлением Б. Вальтера.

Постановщиков, обращавшихся к классическому наследию, подстерегали две опасности — искажение классики в угоду «новому режиссерскому прочтению» и подражание традициям. В стремлении к ложно понятому новаторству режиссеры иногда исходили не из музыки, а из литературного источника, положенного в основу либретто, из одноименной пьесы, искажая музыкальный замысел произвольными дополнениями. Эти веяния коснулись и русских, и зарубежных опер. Так, в постановке «Дон-Жуана» Моцарта режиссер Н. Петров опирался на одноименную комедию Мольера и даже перенес из Александрийского театра декорации А. Головина к этому спектаклю; в оперу были вставлены части из квартетов и симфонии Моцарта, на музыку которых был сочинен балетный дивертисмент; важное место заняли не имеющие никакого отношения к моцартовскому замыслу арапчата, отвлекавшие внимание зрителей появлениями в качестве слуг просцениума.

Еще больше пострадали от режиссерских домыслов оперы Чайковского. «Новая постановка «Евгения Онегина», по мысли Э. Каплана и В. Дмитриева, выступающих в качестве сорежиссеров и соавторов художественного оформления, имеет целью выявить ироническое отношение Пушкина к героям своего романа. Поэтому в основу спектакля положена не личная драма Онегина, а его взаимоотношения с окружающим обществом, обрисованным в тонах сатиры» («Жизнь искусства», 1929, № 12.).

Для выяснения этих взаимоотношений режиссеру понадобилось разделить сцену дуэли на две картины, перенеся арию Ленского в его кабинет (герой обращался к портретам предков), а петербургский бал показать на ступенях гигантской лестницы, протянувшейся до самых колосников (именно там пел арию Гремин).

В «Черевичках» (1930) целые музыкальные эпизоды переносились из одного акта в другой, а об общем замысле постановки дирижер В. Дранишников и режиссер Э. Каплан писали так: «В настоящей редакции от Гоголя сохранены только основные эпизоды — взаимоотношения Оксаны и Вакулы и волокитство ряда персонажей за Солохой; остальное же трактовано как фантазия Вакулы, «разыгрывающего» вместе с парубками Оксану и Чуба. В основу постановки положены приемы балагана, дана уличная игра парубков и дивчат с включением в нее элементов классового подхода... Весь спектакль разыгрывается парубками, переодевающимися в действующих лиц и чертей, черти же являются и слугами просцениума, организующими спектакль и помогающими его разыгрывать. Такой подход к сказке Гоголя должен, думается, вытравить из нее настроения, которые никак не соответствуют общественным устремлениям сегодняшнего дня» («Рабочий и театр», 1930, № 5.).

Другие постановки классических опер, наоборот, оказывались трафаретными, не ставящими перед актерами новых задач, не содержащими новых решений. Это относилось и к таким традиционным операм, как «Гугеноты» Мейербера или «Бал-маскарад» Верди (в рецензиях не случайно вновь упоминалась вампука), и к таким новаторским произведениям, как «Фальстаф» и «Отелло» Верди или «Мейстерзингеры» (работы того же режиссера В. Раппопорта) и «Гибель богов» Вагнера (режиссер B. Шкафер). Во всех этих постановках привлекали высокий музыкальный уровень («Бал-маскарадом» дирижировал А. Коутс, «Фальстафом» — C. Самосуд, остальными операми — В. Дранишников) и вокальное мастерство певцов.

А. К. Кенигсберг. «На оперной сцене», 1967 год

← в начало | продолжение →

Дирижёры

Оперному дирижёру принадлежит в театре почётная роль художественного руководителя. Именно дирижёр определяет в значительной степени развитие действия, интерпретацию оперного произведения...

читать дальше →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Художники

Опера, балет без декораций, костюмов, специальной «световой партитуры» не воспринимается как театральное произведение и становится концертом...

читать дальше →